Пётр (ervix) wrote,
Пётр
ervix

Categories:

ЗЭЭ-2012. День 3. Галопом по северо-восточной Турции

Поскольку Нахичевань – город хоть и живописный, но маленький, который я обошел целиком буквально за два вечера (фотографический остаток этих прогулок можно увидеть в прошлых трех частях рассказа), третьего дня утром решил ехать дальше – в Турцию. В моих планах были Ыгдыр, Карс, Ардахан и Артвин. Дело в том, что все эти города еще столетие назад были частью Российской империи, и было очень интересно посмотреть, осталось ли в них что-то архитектурного с тех пор? Особые надежды возлагал на Карс.



Однако погода и расписание транспорта внесли очень серьезные коррективы в этот, казалось бы, совсем несложный план.

Впрочем, все по порядку.

Накануне на шикарном нахичеванском автовокзале за 5 евро купил билет до Ыгдыра, турецкого города, расположенного «у основания» Арарата, «напротив» Армавира. Удивило, что из Нахичевани в Турцию автобусы по утрам катаются 2 раза в час, причем автобусы – самого высокого класса, как правило, новейшие шестиколесные полутораэтажные «Мерседесы» с «рабочим» туалетом, спутниковым телевидением, персональным микроклиматом у каждого пассажира и бесплатной питьевой водой. Уехать из Нахичевани можно буквально в любой район Турции – от Антакьи до Стамбула и от Бодрума до Анкары.



Только сел в автобус, оказалось, что на этот рейс купили билеты только три пассажира. Думал – отменят, час ждать следующего, но нет – поехал! Через полчаса на дорогу нашел такой туман, что водитель был вынужден сбросить скорость до 50-60 км/ч, и в течение часа мы добрались до Сарадака – погранперехода между НАР и Турцией, «зажатым» между Ираном и Арменией. Кусочек Турции длиной около 15-20 км и шириной от 500 метров до 1 км связывает две исламские страны. Ходить там нельзя, только ехать внутри автобуса или машины. Что делать, если твой автомобиль сломался прямо на этой дороге – не ясно.

Азербайджанские пограничники известны своей алчностью, и я, памятуя о прошлом заезде в Азербайджан, уже заготовил 10 долларов на взятку чаевые. Однако, вместо требований взятки они принялись расспрашивать меня, понравился ли мне Азербайджан, что я видел и готов ли приехать снова. Я им сказал, что очень понравился, мои фотографии увидят много людей, и, возможно, кто-то из них приедет снова. Дежурно проругавшись в адрес армян, пограничный начальник отпустил меня в Турцию бесплатно. Растроганный такой добротой и увидев, что у погранца закончились сигареты (в Азербайджане курят почти все), по доброте душевной оставил ему пачку сигарет, за что тот сразу распорядился пропустить наш автобус вперед, и мы приехали в Турцию.

Турецкие таможенники не горели желанием приглашать нас на досмотр. Их гораздо больше интересовали сами автобусы, вернее их бензобаки. Дело в том, что в Турции фантастически дорогой бензин (80-90 рублей за литр!!!) и водителям автобусов запрещают заправляться в Азербайджане, где бензин стоит примерно столько, сколько в Москве. Один водитель, как оказалось «левый» бензин таки залил. Разборка была минут на 40, в итоге, как я понял, все решилось взяткой. Пассажиры двух огромных автобусов (человек 8 или 9) в это время смиренно ждали открытия паспортного контроля и пограничного досмотра. Когда злостный нарушитель-контрабандист был выпушен, пограничный офицер, с трудом отрываясь от Фейсбука, поставил-таки штампы всем, а на рентген даже не смотрел. Любопытно, что все пограничники на посту были в гражданской одежде, мне даже показалось, что погранпереход взяли на денек в аренду местные бандиты – настолько живописны были офицерские физиономии.

Через час, как мы покинули погранпереход, приехали в Ыгдыр. Облачность была настолько низкая, а туман – настолько густым, что Арарат из Турции увидеть сперва не получилось. Кстати, сами турки называют его «Агры». В Ыгдыре автобус заехал на какой-то автовокзал, вид которого остро контрастировал с самим транспортом – настолько неказистым он был. Везти двух пассажиров ему дальше было лень, и он просил пересесть нас на любой другой автобус, в зависимости от того, куда надо. Я подошел к справочной стойке и услышал «приятную» новость, что единственный автобус в Карс на сегодня уже уехал час назад, а другого больше не будет. Увидев мою скрюченную физиономию, турок отрекомендовал проехать на другой конец города, там типа другой автовокзал, может там что-то будет, но он не обещает. Тут же предложил оформить билет в Стамбул.

После минутного замешательства решил ехать в Эрзурум, благо город большой, и, наверное, интересный. No problem – ответил мне турок, сказал цену, дал билет и попросил 18 долларов. Я протянул ему карту, но… во всем автовокзале не нашлось ни единого банкомата! No problem! – снова сказал мне турок, сказав, что посадит меня на автобус бесплатно, а где-нибудь на заправке я расплачусь с водителем. Так случайно оказалось, что в Турции на автобусах можно ехать в кредит.

Таким образом, мой маршрут по Турции оказался таким:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Оставшийся час до отправления я скоротал в городке. Ыгдыр, конечно, дыра. В которой очень дорогие сигареты, бензин и фаст-фуд. При этом мой мобильник считал, что я все еще в Армении, благо до нее из Ыгдыра всего несколько километров.
Автобус подъехал к перрону за 5 минут до отправления и в течение примерно шести часов я наблюдал красоты Турции. К тому времени туман немного рассеялся, и мне удалось-таки увидеть Арарат (Агры) из Турции, причем с южной стороны (а не с северной, как обычно). Даже сделал несколько фотографий, как мне показалось, удачных.

Что я могу сказать про северо-восток Турции? Страшноватая красота, примерно так. Красота оттого, что там действительно красиво – высоченные горы меняются на просторные горные плато, кругом лежит до полутора метров снега, солнышко и +5 градусов. Страшновато оттого, что кругом – военные патрули и конвои жандармов. Круче, чем в Чечне, одним словом!
Турецкие жандармы – это некая помесь янычар, чекистов и спецназа «с лицензией на убийство». Дело в том, что в Турции постоянно идет вялотекущая война по принуждению курдов к миру. Принуждаться курды к миру никак не хотят, периодически устраивая дерзкие набеги с гор на поселки и госучреждения. На одном из таких постов я «попал». Автобус остановился около 3 броневиков, оцепивших дорогу и расставивших автоматчиков на соседних скалах, в него вбежали двое жандармов и начали выборочный шмон. Увидев русский паспорт, меня шмонать не стали, но очень сильно заинтересовались, зачем мне камера? Попросили показать снимки. В общем, попросили удалить все, что я снимал в Турции. После короткого препирательства пришлось удалить, жалко, фотографии были красивые, прямо не Турция, а снега Забайкалья.

Через пару часов мы заехали в город Хорасан. Тут, как я понял, живут курды, они внешне от турок значительно отличаются, в том числе по поведению. В городе – жуткий срач, народ автомобилям предпочитает ишаков с прицепом. Любопытен и тюнинг ишаков – лоб и задницу им накрывают какой-то сеточкой с разноцветными бусинками, у каждого – по-разному. На автовокзале купил местный лаваш за двадцать рублей. Лаваш казался грязным на вид, но очень хорошим на вкус. В это время торговцев штук пять или шесть вбежали в автобус что-то продавать прямо в салоне. На площадную ругань водителя они не реагировали, я метнулся в салон… Камера и сумка оказались на месте, слава Богу.

Около пяти вечера мы прибыли в Эрзурум, где к этому времени было около -8 градусов и пронизывающий горный ветер. Попросил таксиста отвезти меня в какую-нибудь недорогую гостиницу в центре города. В одной чем-то воняло и бегали таракашки, в другой не было горячей воды (это без центрального отопления, двойных стекол и с жиденьким радиатором сбоку). Разумеется, я очень разозлился и принял решение прорываться в Батуми любой ценой (потому что 20 лир отдал таксисту за «экскурсию» по городу). По счастью, с автовокзала уходил автобус на Артвин, откуда до Грузии – рукой подать. Даже как-то и не заметил, что это был не огромный «Мерседес», а какой-то турецкий аналог «пазика» или «богдана»

Дорога Эрзрум-Артвин – самая экстремальная из всех, что я видел. Представьте – слева стена, справа – пропасть (не менее 50 метров и то, и другое) и так почти сто километров. Ехать – ночью. А дорогу строят. Потому полосы не две, а полторы, кое-где и одна. Автобус держит расписание, мчится со скоростью 70-80 км/ч, стрёмно, ё-моё! В один прекрасный момент – резкое торможение! Остановился, сдал назад, как будто бы въехал обратно на бордюр. Повернул левее и, как ни в чем не бывало, поехал с такой же скоростью дальше. В общем, чуть в пропасть не улетели, как я понял из турецкой матершины.

В горах турки строят какой-то невероятной высоты мосты, пробивают десятками километров тоннели, - спрямляют дорогу. Наверное, через пару лет это будет прекраснейший по окрестностям автобан, но сейчас по нему, еще и ночью, еще и на такой скорости ехать как-то страшновато. На некоторых перевалах мой альтиметр показывал высоту около 2200 метров, что выше, чем начало некоторых спусков на Красной Поляне, а мосты там еще на сотню-другую выше.

В Артвине пересел на другой автобус, следовавший в Хопу. Дорога петляет мимо огромных по горным меркам водохранилищ, сдерживаемых крупными плотинами в Артвине и Борчке. «Чем дальше в лес – тем больше ГЭС» - теперь эта советская поговорка актуальна не только для Прибайкалья, но и для восточной Турции.

По мере приближения к Черному морю отчего-то росли сугробы, высота которых на одном из перевалов была близка к двум метрам! Тем не менее, надо отдать должное турецким дорожникам, дорогу они расчищают до асфальта. В целом шоссе Эрзурум-Хопа настолько крутое, что заснуть там никак не получается, но если вы любите экстремальную езду (хоть даже пассажиром в автобусе) – вам просто необходимо хотя бы разок тут прокатиться.

Где-то полвторого ночи по турецкому времени я прибыл в Хопу. До Грузии осталось около 20 км. На автовокзале, конечно, никого не было, как не было видно таксистов. Попытался таксануть – ноль эмоций со стороны водителей. Вместо таксиста вышел какой-то заспанный (возможно с похмелья) смотритель автовокзала и начал что-то кричать мне (турки, видать, просто разговаривать не умеют). Я ему отвечаю: «Такси, Батуми, твенти долларс!» Услышав слово «такси» рядом с «долларс» он смешно закудахтал, тут же достал мобильник, выругался в него, и через 20-30 секунд из-под земли вырос таксист на машине иранского производства, по комфорту салона напоминающую нашу родную «шестерку».

Через 15-20 минут, пройдя турецкую границу «на выход», уронил челюсть на асфальт от удивления… Передо мной был аэропорт!..

* * *

Предыдущие серии:
День 1. Перелет и первое знакомство с Нахичеванью
День 2. Прогулка по Нахичевани
День 2. Нахичеванская железная дорога и город Джульфа

* * *

На всякий случай, связаться со мной можно через Фейсбук, Вконтакте, и Твиттер




В следующей части мы прогуляемся по набережной дождливого Батуми, увидим Акрополь, яйца под пятой грузинского шлепанца и посетим крепость Гонио-Апсарос.
Tags: ЗЭЭ-2012, Путешествия, Турция
Subscribe
promo ervix april 8, 2015 17:46 Leave a comment
Buy for 30 tokens
Дорогие друзья! В формате тревел-блога я обновляю этот сайт уже более пяти лет. За это время удалось поднять качество и количество фотографий, значительно увеличить размер комментариев и среднего рассказа о том или ином населенном пунке, в котором удалось побывать. Однако время не стоит на месте…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments