Пётр (ervix) wrote,

Дорога Тбилиси - Батуми

Если Вам когда-нибудь придется ехать из Тбилиси в Батуми и хотелось бы посмотреть Грузию – рецепт один. Ехать утренним поездом №30 Тбилиси-Батуми. И, хоть он едет не каждый день, думаю, стоит его дождаться, тем более что цена на поезд низкая – 20 лари (около 400 рублей). Железная дорога ведет через всю Грузию, и за время движения из окна поезда можно увидеть Мцхету, Гори, Зестафони, Кутаиси, проехать по черноморскому побережью Аджарии и увидеть красивейший Сурамский перевал. Он разделят всю дорогу как бы на две части – горную и равнинную. От Тбилиси до этого перевала поезд петляет между горами, а после Кутаиси выезжает на прямую, как стрела, дорогу до Самтредиа, проходящую по территории древней Колхиды, куда древнегреческий бизнесмен Ясон плавал за небольшим гешефтом по золотому руну.

Железная дорога со всех сторон окружена горами – на севере это главный кавказский хребет, за которым начинается РФ, на юге – отроги кавказских гор, географически отделяющие Колхиду от Самцхе-Джавахети. Мне удалось проехать где-то в 10 км от границы с Южной Осетией. Как я понял, вся она находится в небольшой в общем-то долине, со всех сторон окруженная высокими горами. От Гори в сторону Цхинвали ведет разобранная железная дорога, переходящая через реку Кура (Мтквари) по красивому мосту.

Горы в Грузии


Но, все же, самое интересное в пути – Сурамский перевал. Старый электровоз советского производства плохо справляется с ведением даже трехвагонного поезда, оттого скорость совсем небольшая. На некоторых участках пути прямо-таки висят над пропастями, где-то полотно резко поворачивает, так что можно рассмотреть весь путь, не вылезая в окно.

Сурамский перевал

После Кутаиси резко начинается колхидская равнина, поезд разгоняется и для того, чтоб запечатлеть уходящие в туман горы, нужна определенная сноровка.

Окраина Кутаиси

Дальше – горы видны все меньше и меньше, поезд мчится по равнине, да так лихо, что даже выдержка 1/500 сек не может скрыть, что фотография сделана в движении.

Равнина Колхиды

Равнина Колхиды

Через 5 часов после отправления из Тбилиси поезд останавливается в Самтредиа – тут дорога на Батуми отходят от основного хода. Еще через 20-30 минут, переезжая мост через полноводную реку Риони, мы оказываемся в Аджарии. Тут снова появляются высокие горы, создающие неповторимый ландшафт этой прекрасной приморской части Грузии.

Горы в Аджарии

Кстати, в сам Батуми пассажирские поезда уже не ездят – в городе пути разобраны, вокзал переделан то ли в банк, то ли в торговый центр. Конечная остановка поездов – станция Махинджаури, что находится в 5 км северо-западнее города, сразу за Батумским ботаническим садом. От Махинджаури до центра Батуми можно на 10 лари доехать на такси или гораздо дешевле на 101 автобусе.


Вид вокзала Махинджаури. Источник / Автор фотографии

Если захочется пить – крайне рекомендую вот такие напитки. В Грузии делают лучший тархун на всем постсоветском пространстве, а тархун этой марки – лучший из всех грузинских:



Поезда в Грузии в основном очень приличные и крайне дешевые. Дневной поезд Тбилиси-Батуми, например, состоит из трехлетних сидячих вагонов украинского производства. В каждом вагоне – несколько телевизоров, по которым показывают видеофильмы, как правило, на русском языке (!).


Утренний поезд Тбилиси-Батуми Источник / Автор фотографии



Продолжение следует…
Tags: Грузия, Путешествия, Фото
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments